П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И

** Сообщение UCS-INFO.821, 13 января 2001 г. * ******************************************************************* ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Госстандартом СССР, а затем и Госстандартом России совместно с другими заинтересованными ведомствами и организациями разработаны и внедрены в различные отрасли народного хозяйства десятки тысяч стандартов, нормативов и другой документации. Это позволило России ставить и решать вопросы, не только необходимые для развития народного хозяйства страны, но и вопросы интеграции нашей экономики в мировую систему, вхождения России в ВТО, объединения отечественного рынка товаров и услуг со многими развитыми странами и др.

3. Классификация отходов Задача решения проблемы тотальной классификации отходов имеет свои особенности. Тем нс менее, практически во всем мире эта задача решается, по сути, на основе отраслевого принципа, который порой дополняется какими-то элементами генезиса отходов, их возможной опасности, агрегатного состояния, химического состава и т.п. Таков принцип построения Европейского классификатора отходов (ЕКО) разработанного в рамках ЕЭС, и, как следствие, практически всех классификаторов отходов европейских стран, которые в значительной степени представляют собой простую компиляцию этого классификатора с привнесением в него некоторых национальных особенностей. Таков же был принцип построения действовавшего в бывшем СССР классификатора в виде сводной целевой номенклатуры вторичных материальных ресурсов (СЦН BMP), созданной на базе классификатора ОКП, который был построен по отраслевому принципу. Таков же принцип построения классификатора-кодификатора, разработанного Госкомприродой России, Украинского классификатора отходов (УКО), и т.п. При этом, естественно, что степень и характер детализации описания отходов в различных классификаторах весьма различаются между собой.

С другой стороны, анализ существующих тенденций развития классификации отходов указывает на их одну весьма любопытную особенность. Так, первоначально классификация создавалась таким образом, что среди всего многообразия наиболее важных свойств отходов выбиралось одно из них (реже два-три и практически никогда более) в качестве основы построения классификатора. Далее каждая такая позиция расшифровывалась путем введения субпозиций, субсубпозиций и т. д., построенных по иерархическому принципу, для того, чтобы как можно более конкретно описать свойства определенного отхода.

Результатом такого подхода было появление различных большсобъсмных, порой, содержащих тысячи страниц машинописного текста, кадастров. Практическая же ценность таких кадастров, несмотря на их "многотомность", тем не менее, была невелика. Это объясняется тем, что возможность описания отходов, основанная на детализации двух-трех основных свойств, с необходимостью будет иметь весьма грубый и приблизительный характер.

В последнее время под влиянием развития средств вычислительной техники тенденция построения таких кадастровых описаний вес более уступает свои позиции другой, когда отход характеризуется в плане общих закономерностей не одной-двумя-тремя, а десятком и более позиций. Такая тенденция развития системы классификации, помимо прочего, порождает еще одну ее немаловажную особенность: возможность привнесения, даже на уровне классификации, в характеристики свойства отходов каких-либо количественных параметров, т.е. соединения, по сути, в одном документе как классификационной формы учета отходов, так любых форм статистической и любой другой отчетности. Достигается это путем внесения в классификационную форму таких позиций статистического учета, как количество конкретного отхода, его местонахождение, предприятие, на котором он образовался, реализованный способ обращения и т. п., или, если угодно, наоборот, дополнением форм статистической отчетности позициями классификатора отходов, что, в общем-то, совершенно одно и то же.

Исходя из вышеизложенного, нам представлялось целесообразным предложить такую систему классификации отходов, которая была бы нацелена на решение народнохозяйственных задач по оценке опасных и ресурсных характеристик отходов, и, оставаясь в строгих рамках международных документов, действующих в данной области, легко могла бы быть интегрирована в международную систему контроля за перемещением отходов.

Такой подход позволяет расширить круг задач, на решение которых может быть направлена предлагаемая система классификации, а, следовательно, и количество потенциальных потребителей информации, которая может быть получена на базе данного документа. Предлагаемый проект классификации строится па последовательном рассмотрении и определении основных позиций классификации в направлении от производственно- технологических аспектов образования отходов к ресурсным, где классификации подлежат аспекты местонахождения, состава и количества собственно отходов, затем классификации опасных аспектов обращения с данным отходом или отходами данного вида, с последующей оценкой на этой основе наиболее оптимальных производственно технологических путей использования непосредственно данного классифицируемого отхода.

Для определения и классификации отходов и их классифицируемых характеристик использована система из 10 групп многозначных кодов, которые представлены ниже:

1. Идентификатор наименования отхода (на основе ЕКО);

2. Идентификатор предприятия, на котором образовался отход (на основе ОКПО и ОКАТО);

3. Идентификатор организации, в чьей собственности/владении находится отход на настоящий момент времени (на основе ОКПО и ОКАТО);

4. Идентификатор количества классифицируемого отхода;

5. Идентификатор причины, по которым данный материал (изделие) подпадает под определение "отход" (на основе решения Совета ОЭСР С(88)90/Окончательное);

6. Идентификатор агрегатного состояния отхода;

7. Идентификатор класса опасности отхода;

8. Идентификатор опасных составляющих отхода;

9. Идентификатор свойств отхода, определяющие его опасность (на основе решения Совета ОЭСР С(88)90 / Окончательное);

10. Идентификатор реализованного способа обращения с отходом,

При необходимости количество идентификационных блоков и объемы информации в них можно увеличивать в соответствии с наличием достоверных данных и конкретными потребностями субъектов деятельности по обращению с отходами. Проект межгосударственного стандарта по классификации, идентификации и кодированию отходов находится в МГС на рассмотрении с целью принятия и введения в действие в странах СНГ.